Добрые перемены
Подростков отличает то, что они не любят и не желают демонстрировать собственные переживания окружающим, и именно это препятствует распознаванию переживаний человека в подростковом возрасте. Очень важно помочь подросткам понять, какие чувства может испытывать человек в той или иной ситуации, и, по возможности, попробовать предвосхитить мотивы действий другого человека.
Аналогичное пихологическое занятие с воспитанниками подростковой подгруппы, направленное на развитие эмоционального интеллекта. Обучение воспитанников распознаванию и выражению эмоций. В дополнение к основным мероприятиям программы реабилитации "Добрые перемены", всё также, продолжаем использовать нейроупражнения. Как оказалось, нейроупражнения не только очень предпочитаемы детьми и способствуют мыслительной деятельности, но и содействуют сплочению ребят и дальнейшей продуктивной деятельности.
Релакс... снятие эмоционального напряжения... саморегуляция. Обучение воспитанников способам релаксации согласно программе реабилитации "Добрые перемены".
Эмоциональный интеллект... Именно он играет огромную роль в жизнедеятельности взрослых и детей. Умение распознавать и выражать собственные эмоции, приспосабливаться к эмоциям окружающих, умение самостоятельно контролировать своё состояние - залог успеха в выстраивании межличностных отношений и развития навыков общения.
В рамках проекта "Добрые перемены" проведено психологическое занятие с воспитанниками младшего школьного возраста по распознаванию и выражению эмоций, а также, направленное на обучение детей способам релаксации. Напоминаем, что основные занятия реабилитационной программы дополнены нейроиграми, что способствует улучшению мыслительной деятельности, самоконтролю.
Гендерные стереотипы. Социальное неравенство мужчин и женщин. Просветительское занятие с воспитанниками старшего подросткового возраста, способствующее улучшению навыков межличностного общения.
Следуя программе проекта "Добрые перемены", мы стараемся разнообразить индивидуальную работу с воспитанниками, используя НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ, в том числе, сделанные своими руками. Известно, что нейроигры стимулируют работу мозга, таким образом, мы проводим коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками параллельно реабилитационной работе.
Продолжаем моторить..... Развиваем мелкую моторику рук и усидчивость ( педагог-психолог Т. В. Беляева)
Создание базовых условий для работы группы - формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация воспитанников к групповому взаимодействию. Групповое занятие с подростками, согласно программе реабилитации (социальный педагог Т. В. Тумина).
На первых встречах задача ведущих - создать безопасную обстановку в группе, которая позволит всем детям чувствовать себя свободно, говорить о себе, не боясь осуждения. Групповое занятие с детьми младшего школьного возраста (социальный педагог Т. В. Тумина).
Реализация 5-го этапа проекта "Добрые перемены". Диагностические интервью в индивидуальном режиме завершены. И, мы переходим к проведению групповых мероприятий. Напоминаем, что целевая группа воспитанников разделена на две подгруппы: младшие школьники и подростки, что предполагает корректирование упражнений в соответствии с возрастом, увеличение временных затрат и количества занятий.
Для создания красивой картинки из мелких деталей требуется немало времени и усилий. Развиваем усидчивость, мелкую моторику, координацию движений.
Сложный возраст, бесконечные вопросы и поиск ответов.... Психологическая игра, организованная с воспитанницами подростковой группы "Свой среди своих". В ходе игры затрагивались важные для подростков темы самооценки, общения с противоположным полом, сверстниками, взрослыми. Подобные игры способствуют сплочению, снижению конфликтности, принятию друг друга (педагог- психолог Т. В. Беляева).
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников младшего школьного возраста. Расширяем кругозор, тренируем память, развиваем внимание (педагог-психолог Т. В. Беляева).
Специалисты и воспитатели Центра приняли участие в установочном вебинаре, где ознакомились со спецификой работы платформы "Добрые перемены".
Становление личностных качеств ребёнка происходит в ходе игровой, познавательной, физической деятельности. Именно в дошкольном возрасте происходит переход малышей к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. В дошкольный период очень важно, чтобы ребёнок ощущал рост своих возможностей, стремился к самостоятельности и активно взаимодействовал с окружающим миром.
Нейропсихологические игры способствуют развитию высших психических функций, телесной координации, тактильному восприятию и межполушарному взаимодействию.
Психологическое занятие с девочками - старшими подростками: "Карта моего внутреннего мира" (Педагог-психолог Т.В.Беляева)
Хрупкий возраст... Время, когда меняется восприятие мира, время эмоционального роста. Подростки уже не беспечные дети. Они наполовину взрослые личности, которые всецело углубляются в поиски себя, своего места в социуме. При этом, у некоторых подростков самоопределение, самопринятие, самореализация, самооценка "хромают". Арттерапевтические упражнения - прекрасный способ выражения своих эмоций и чувств, знакомство с внутренним "Я", формирование представления о себе.
21.05.2024 г. стартовала Межрегиональная методическая сессия для участников программы «Добрые перемены», которая реализуется Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. Тема сессии «Добрые перемены: проекция развития»". Специалисты нашего Центра представляют Тамбовскую область и опыт терапевтической работы с детьми.
Коррекционно-развивающая индивидуальная работа. Кинезиологические упражнения, координирующие межполушарное взаимодействие, что способствует развитию мышления, запоминания, концентрации внимания, развитию интеллекта ребенка в целом.
В рамках профилактической работы с педагогическим составом, педагогом-психологом Беляевой Т.В. организована промежуточная психологическая диагностика, направленная на раннее выявление признаков эмоционального выгорания.
Страхи очень не любят, когда их рисуют, когда про них говорят и рассказывают, когда над ними смеются..... Психологическое занятие с воспитанниками младшего школьного возраста, направленное на развитие навыков преодоления страхов.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста. Оценка актуального психоэмоционального состояния детей, развитие эмоционально-волевой сферы. Методика «Волшебная страна чувств».
Нейрораскраска. Рисование и раскрашивание - интуитивный процесс, позволяющий раскрыть внутренние желания, мысли, чувства, снять стресс, тревожность, скорректировать своё эмоциональное состояние и повысить качество межполушарного взаимодействия. В результате такой техники возникает БАЛАНС между правым и левым полушариями, эмоциональным и логическим, интуитивным и рациональным.
Реабилитационная работа с воспитанниками - необъятное поле деятельности для психолога. Составление семейной генограммы - один из малых шагов оказания помощи ребенку в отработке негативного жизненного опыта. Семейная генограмма - это своеобразная «родословная» отношений, которая помогает в анализе детско-родительских отношений, в отслеживании заимствованных установок от родителей, поколений. По сути, генограмма отслеживает не происхождение человека, а историю отношений в его семье: способы общения, распределение ролей, модели поведения и особенности характеров.
Шнурим...., моторим...., спешим красиво говорить. Шнуровка - доступный способ развития мелкой моторики, активизации речи. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.
Упражнения с использованием спирографа, повышающие нейропластичность мозга. Спирограф - необычное устройство для рисования. Спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику руки и координацию движения кисти. Служит отличной подготовкой к письму, улучшает характер почерка. Коррекционно-развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста.
Организация психологических занятий в подгруппе подростков, согласно программе реабилитации. Помощь детям в формировании адекватных представлений о ближайшем окружении, которые могут являться ресурсом для преодоления негативного жизненного опыта и адаптации к жизни. Упражнение «Скульптура своей будущей семьи».
17.01.2024 г. ДЕТСКАЯ ОБИДА. Как правильно реагировать и как помочь ребёнку справиться с ней? Горечь, гнев, жалость к себе. Это социальное, а не врождённое чувство. Огорчаться и злиться ребенок умеет от природы, а вот обижаться он учится по мере накопления жизненного опыта. Чаще она возникает в адрес родителей, друзей, близких людей. Можно сказать, что в обиде есть и любовь, точнее чувство лишенности любви.
Исследование особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. «Диагностический Комплект Семаго». Методика В. М. Когана: выявление параметров внимания (удержания, возможности распределения, переключения). Методика Кооса: определение уровня сформированности пространственного мышления и его особенностей. Методика Л. С. Выготского - Л. С. Сахарова: исследование понятийного развития ребёнка. Методика «Эмоциональные лица»
Внутренний мир детей настолько насыщен переживаниями и чувствами, что, порой справиться с ними самостоятельно - непостижимая задача. Мы стараемся подготовить воспитанников к гармоничному взаимоотношению с миром внешним и помогает нам в этом мудрость народная. Сказки и притчи, легенды, пословицы и поговорки учат и помогают детям разобраться в тех вопросах, которые не принято откровенно обсуждать в современном обществе - вопросах дружбы, любви к людям, , личностных качеств, таких как доброта, ум, мудрость, способность "светить" другим. Психологическое занятие с детьми, основной целью которого является снятие эмоционального напряжения после учебных занятий, обучение способам визуальной релаксации, нравственное развитие воспитанников.
«Огонь, мерцающий в сосуде....». Сосуд, наполненный или опустошенный, - распространённая метафора человека и его состояния - духовного, эмоционального, интеллектуального. Использование метафорических карт в реабилитационной работе с воспитанниками.
Коллегиальный подход к оформлению формы мониторинга динамики состояния ребёнка в рамках работы по проекту «Добрые перемены». Совместно проделанная работа с участием администрации, социальных педагогов, воспитателей и медицинских работников продуктивна, результативна и особенно информативна для педагога-психолога.
07.11.2023 г. Педагог-психолог нашего Центра приняла участие в региональной методической площадке, организованной Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения в рамках проекта «Добрые перемены». Представляя Тамбовскую область, транслировался опыт работы нашего Учреждения. В качестве методического разбора кейса предложен случай травматического опыта воспитанницы.
13.10.2023 г. специалисты нашего Центра приняли участие в стартовом новом этапе проекта «Добрые перемены», где обсуждались вопросы проведения мониторинга индивидуальной динамики состояния каждого ребенка и его отношения к опыту травмирующих жизненных ситуаций.
18-19 мая 2023 состоялась итоговая межрегиональная методическая сессия для участников проекта «Добрые перемены», реализуемая Национальным фондом по защите детей от жестокого обращения. Выражаем благодарность организаторам проекта за возможность его внедрения в деятельность нашего учреждения, за Вашу поддержку. По итогам длительной апробации реабилитационной программы, мы уверены в её приоритетности.
Завершён очередной этап нашего участия в долгосрочном проекте «Добрые перемены» и нам есть чем поделиться.....
Развитие приёмов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению негативного жизненного опыта.
Формирование позитивных перспектив будущего, адекватных представлений о ближайшем окружении, которые могут являться ресурсом для преодоления негативного жизненного опыта и адаптации к жизни.
Привлечение поступающих детей в учреждение к реабилитационной работе. На данном этапе приоритетный формат работы - индивидуальный.
Даже маленьким детям необходимо рассказывать о том, зачем им нужно посещать групповые занятия. Важно, чтобы ребёнок не просто услышал, что эти занятия полезны, а чтобы в мотивировании использовались конкретные интересы, проблемы и потребности ребёнка. Обучение детей способам и навыкам релаксации: мышечные, дыхательные, вербальные.
Организация занятий в подгруппах. Обучение детей называнию и распознаванию эмоций.
Осваиваем элементы балансотерапии. Комплекс упражнений на балансировочной доске.
Создание базовых условий для работы группы - формирование групповой атмосферы безопасности и адаптации детей к групповому взаимодействию.
ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г. В. Чичерина" продолжит принимать участие в проекте "Добрые перемены" III этап, реализуемого совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (г.Москва).Произведён отбор целевой группы воспитанников, участвующих в проекте. Мы начинаем очередной цикл занятий реабилитационной работы с детьми, направленный на преодоление пережитой ими психологической травмы. https://peremeny.sirotstvo.ru/

С 21.03.2022 года по 23.03.2022 года специалисты ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В.Чичерина» в рамках проекта «Добрые перемены», который реализуется Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), приняли участие в обучающем семинаре «Современные технологии нейропсихологического сопровождения в реабилитации детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье».

Специалисты ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В.Чичерина» в рамках работы по проекту «Добрые перемены» приняли участие в вебинаре по теме: «Основы применения в условиях детского дома современных методов нейропсихологической поддержки детей-сирот, переживших травму жестокого обращения». На вебинаре специалисты центра познакомились с современными нейропсихологическими коррекционными методами и технологиями работы с детьми при помощи такого оборудования как, Доски Бильгоу, комплекта Баламетрикс.

Завершен III этап проекта «Добрые перемены», направленный на развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей. Основной задачей этого этапа является активизация ресурсов ребенка для формирования более стабильного отношения к себе и уверенного поведения.

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря». В рамках проекта «Добрые перемены» проведен цикл занятий, направленных на формирование положительных жизненных целей.

В рамках проекта «Добрые перемены» проведены групповые занятия с воспитанниками, направленные на формирование позитивных перспектив будущего «Жизненные ценности».

Формирование мотивации к личностным изменениям, навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями, формирование навыков принятия ответственности за свои действия, свою жизнь – важнейшие задачи заключительного этапа проекта «Добрые перемены».

Сплочение детского коллектива, развитие умения работать в команде, подкрепление опыта высказывания и отстаивания своей точки зрения.

31марта-2 апреля 2021г. специалисты нашего Центра Шмелева И.С., Титаева Л.А., Тумина Т.В. приняли участие в Межрегиональной конференции "Добрые перемены".г.Москва .Защита прав и реабилитация детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье проводится в рамках проекта, реализуемого гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов. На рабочую конференцию приглашены руководящие работники, психологи социальные педагоги 18 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 6 субъектов Российской Федерации, принимающих участие в проекте, специалисты и эксперты Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
В задачи конференции входит: обмен опытом внедрения и реализации моделей помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и имеющим психологическую травму, нормализации их жизни и создания терапевтического окружения в условиях организации для детей-сирот;
Обсуждение проблемных вопросов, возникающих при реализации проекта, в том числе, связанных с нормативно-правовыми и организационными барьера в оказании детям терапевтической помощи, и путей их решения;
Повышение компетенций вовлеченных в реализацию модели специалистов по отдельным аспектам диагностической и реабилитационной работы;
Формирование Межрегиональной команды для дальнейшего тиражирования программы в регионах России.

Проведение занятий в индивидуальном режиме в рамках проекта «Добрые перемены». Минимизация влияния личного негативного опыта ребенка на его социальную адаптацию, помощь в отреагировании своих переживаний, выстраивание личной перспективы развития, позитивного жизненного сценария.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует, можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Обучение способам релаксации – важный этап реабилитационной работы с детьми в рамках проекта «Добрые перемены»

Второй этап проекта «Добрые перемены». Завершен первый цикл групповых занятий, направленный на развитие эмоциональной сферы детей.
Обогащение эмоционального опыта детей - как основная цель развития способностей эмоционального интеллекта - понимание и осознание своих эмоций, умение конструктивно выражать свои эмоции, контролирование своего эмоционального поведения, научение навыкам управления эмоциями, распознавание чувств других людей, определение разницы между мыслями и чувствами.

«ВСЕ ТВОИ СЛОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРЕГРАДЫ РЕШАЕМЫ» - именно с таким девизом мы продолжаем активную деятельность в рамках проекта «Добрые перемены».
«Все великие перемены в жизни человека, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти, прежде всего, перемена мысли». (Л.Н. Толстой).
Наша общая цель – помочь детям преодолеть суровый жизненный опыт, успешно адаптироваться к изменившимся жизненным условиям и научиться быть счастливыми…
Специалисты, воспитатели, администрация Центра с 09.12.2020 г. по 11.12.2020 г. приняли участие в «Проекте «Добрые перемены». Защита прав и реабилитация детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье. II этап». Проект реализуется Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, с использованием средств гранта Президента РФ, выделенных Фондом президентских грантов. В связи с эпидемиологической ситуацией занятия проходили онлайн.
Сотрудники Центра продолжают участвовать в «Проекте «Добрые перемены». Защита прав и реабилитация детей – сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье. II этап». Проект реализуется Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, с использованием средств гранта Президента РФ, выделенных Фондом президентских грантов. Фонд обеспечивает специалистов Центра, участвующих в проекте, необходимым для работы методическим, канцелярским материалом. Специалисты активно используют предоставленный материал в своей работе с детьми.
Специалисты, воспитатели, администрация Центра принимают участие в «Проекте «Добрые перемены». Защита прав и реабилитация детей – сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье. II этап». Проект реализуется Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, с использованием средств гранта Президента РФ, выделенных Фондом президентских грантов.
29 – 30 октября 2019 в наше Центре состоялась итоговая методическая сессия для специалистов Тамбовской области в рамках проекта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г.Москва) «Добрые перемены. Реабилитация детей–сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье».
29 октября участники говорили о собственных изменениях, о том, какие они влекут за собой разные реакции, о том, как важно совместно создавать безопасные поддерживающие условия для травмированных детей, содействовать в оказании психологической помощи детям.
30 октября состоялся круглый стол в ходе которого обсуждались результаты реализации проекта, перспективы продолжения работы и сохранения достигнутых результатов.